?

Log in

No account? Create an account
ava, яхта, триумф

Очень хороший и интересный журнал.

Muppet show


Previous Entry Share Next Entry
nosferatu

1000 человек в братской могиле среди угля и пепла.

cover_lj

Можете себе представить 1000 человек? Огромное количество же. Спартанцев даже — и тех было 300. А тут — тысяча.
Я сегодня расскажу о месте, история которого удивительна и страшна. Прямо настоящая драма, своим накалом ничуть не уступающая современным фильмам. Эта история долго замачивалась в официальных советских СМИ.  Но мы против подобных БЕЛЫХ ПЯТЕН, поэтому взяли и отправились в деревню-призрак «Курша-2», что в Рязанской области.

Сегодня — ровно 76 лет со дня ужасной трагедии, случившейся в этом месте.

Ну итак. Обратимся к исторической справке.

Рабочий посёлок «Курша-2» был основан для освоения и разработки лесных массивов Центральной Мещеры. Он быстро разрастался и к 30-м годам двадцатого века население уже превышало 1000 человек. С севера от Тумы была подведена узкоколейная железная дорога (она сыграет важную роль в дальнейших событиях). Летом 1936 года в местных лесах происходит пожар. Огонь подбирается с юга к Курше-2. Жители и рабочие посёлка не оповещены. Лес простирается минимум на 5 километров во все стороны. Огненный капкан готов сомкнуться вокруг деревни.
В ночь со 2 на 3 августа из Тумы (что в 20 километрах к северу) по узкоколейке приходит состав. Прибывшие на нём рабочие знают о приближении беды и предлагают эвакуировать как можно больше людей на поезде. Но вместо этого оператор станции даёт команду вывозить «народное добро», чтобы не пропало. На поезд начинают грузить обработанный лес. В это время огонь охватывает посёлок. Опасность становится уже очевидна, происходит абсолютный ад. Прямо сверху на бревна пытаются посадить людей, мест, разумеется, не хватает. Тех, кому удалось забраться на поезд, оставшиеся провожают обезумевшими взглядами. Но добраться до Тумы состав так и не сумел: в трех километрах к северу от Курши мост через небольшой канал уже охвачен пламенем. Поезд начинает гореть. Люди пытаются бежать, но бежать некуда...
Удалось спастись единицам.

Вернёмся в наши дни.
Мы — не первые, кто отправился в Куршу-2. При подготовке экспедиции я наткнулся на материалы, подготовленные нашими предшественниками.
Первый важный момент: в основном описан путь из Тумы, по узкоколейке. Он довольно тяжелый. Описания маршрута, предложенного нами, я в интернете не встречал (если у вас есть такая информация — поделитесь).

Мы же попробовали два маршрута и один привел нас к цели. Сейчас я прикреплю карту, чтобы стало понятнее.
track

Начало маршрута: левый нижний угол картинки, Рязань. Первый аппендикс, уходящий вправо — это попытка добраться до Курши через Деулино. Затем мы вернулись назад и, описав дугу вокруг лесного массива через Спас-Клепики, деревенскими дорогами попали в Куршу. Этот маршрут довольно прост и не требует специальной подготовки. Красными булавками обозначены места, где сделаны фотографии.

Второй важный момент, который бросился в глаза: большинство фотографий из предыдущих экспедиций показывают местность совершенно отличную от той, которую увидели мы. Тут стоит заметить, что между Тумой и Куршей-2 есть поселок Курша-1. Это немного не та локация, о которой речь и она располагается километрах в пяти к северо-западу от Курши-2. То ли предыдущие экспедиции, с содержанием которых мне довелось ознакомиться, немного ошиблись географически, то ли пожары начала десятых годов радикально изменили вид этих мест. Этого точно пока выяснить не удалось, и если кто-то прояснит ситуацию, я буду очень признателен.

Ну так вот, начнём путешествие.
В полпятого утра выезжаем из Рязани. Рязанский мост через Оку провожает нас рассветом, словно сотворённом в программе Адоб Афтер Эффект.
cursha-1

Как я уже написал, сначала решили попробовать пробраться через Деулино. До этого населённого пункта дорога нам прекрасно известна. Описывать нечего. Едет очень много лесовозов полностью заполненных бревном. Леса активно выпиливают. Доезжаем до диулинского моста через Пру. Хоть на нём и стоит знак «Не больше двух тонн», груженые лесовозы по нему перемещаются вполне свободно, чем вызывают наше опасение. Время — полшестого утра, облачно, свежо и прекрасно.
cursha-2

cursha-4

Переезжаем через мост. Первое, что нам встречается — это крот.
cursha-5

Мёртвый крот лёг на нашем пути, словно скелет в романе Р.Л.Стивенсона «Остров Сокровищ» на пути пиратов, мрачно предвещая о том, что здесь мы не достигнем своей цели.
cursha-6

Крот был прав. Выезжаем на дорогу, по которой ездят лесовозы. Для нашей городской машины легкового типа подобная трасса — непроходимое препятствие. На фото покрытие ещё ничего, но вот за поворотом — будто танки проехали.
cursha-7

Возвращаемся назад, теряем поэтому три-четыре часа, однако, можно поподробнее рассмотреть местные пейзажи. Осмотр выявляет наличие следов пожара повсеместно.
cursha-8

Тут же находится кадр, символично обозначающий наше стремление к цели.
cursha-9

Проезжаем Спас-Клепики. По пути смотрим недостроенную заправку.
cursha-10

cursha-11

Мастерская кладка.
cursha-12

Олег в специальном экспедиционном костюме и бодром расположении духа в сопровождении Романа Андреевича покидает заправку.
cursha-13

Тума. Магазин продуктов.
cursha-14

cursha-15

Сразу после Тумы начинаем спускаться на юг. Одну за одной проезжаем деревни, которые постепенно становятся все глуше и глуше.

Малахово. Дом, изобилующий множеством стилей в отделке.
cursha-24

Там же. Дом культуры и сельская библиотека.
cursha-16

cursha-17

Это Иванково. Чем дальше от трассы, тем глуше. Вот уже пропадает САЙДИНГ в отделке домов. Жители вешают смешную табличку на свой дом.
cursha-18

Вместе с тем прекрасные наличники.
cursha-19

Передвижной магазин.
cursha-20

cursha-21

Едем дальше. Все больше покинутых домов, все глуше места. САЙДИНГ уже полностью исчез.
cursha-22

Много поваленного леса.
cursha-23

Добираемся до деревни Култуки. К этому моменту мы попадаем в места довольно глухие. На фото: поваленный лес и новые дома, воздвигнутые вместо старых, уничтоженных пожаром в 2010 году.
cursha-25

Здесь заканчивается асфальт. До этого места дорога очень хорошая. Отсюда начинается грунт. В сухую погоду, впрочем, он неплохо подходит для езды.
Дорога манит вдаль и затягивает в неизвестность.
cursha-26

Встречаем предупредительный щит (первый из многих), который говорит о том, что дальше начинается территория Окского заповедника и въезд туда строго запрещен. Слышим вдалеке ружейный выстрел.
cursha-27

cursha-28

Оставляем машину и двигаемся дальше пешком.
Входим в лесной массив. Несмотря на то, что сухая и жаркая погода стояла уже целую неделю, дорога все-равно кое-где плохо проходима. После дождя, судя по всему, пробраться по ней значительно тяжелее.
cursha-29

Очередная предупреждающая табличка.
cursha-30

К этому моменту мы уже настолько далеки от цивилизации, что присутствие человека ощущается только по изредка приносимым ветром выстрелам из ружья. Здравый смысл говорит о том, что где-то идёт охота; фантазия подсказывает, что егерь так встречает незваных гостей. Впрочем, звуки выстрелов, долетавшие до нас неясным рокотом, вскоре затихают и пропадают вовсе. Теперь мы, городские обыватели, уже на совершенно чужой территории.
cursha-31

Очередное предупреждение.
cursha-32

Совершенно неожиданно начинается мёртвый лес. Следы недавних пожаров. Далее он сопровождает нас уже на протяжении всего оставшегося пути.
cursha-33

cursha-34

cursha-35

cursha-36

cursha-37

Кроме наших следов — только следы служебного транспорта заповедника. Иногда попадаются следы животных.
cursha-38

cursha-39

Местность вокруг очень болотистая. Дорога, по которой мы идём — узкая насыпь посреди болотной трясины. Иногда попадаются и такие участки.
cursha-40

Мы в пути около двух часов. Дорога не простая, ощущение, будто идём намного дольше. По нашим картам мы уже должны быть на месте.
Выдвигаются предположения, будто Куршу-2 мы уже прошли, не заметив. Ведь действительно, судя по состоянию леса недавний огонь принёс огромный ущерб. Вполне возможно, что после очередного сильного пожара не осталось никаких следов и без того разрушенного огнём места.
cursha-41

Совершенно внезапно появляется знак (довольно свежий), который указывает нам на то, что мы всё-таки пришли туда, куда хотели. Вслед за знаком между черными, обугленными стволами показывается огромный черный крест.
cursha-42

Мы выходим на поляну, окружённую со всех сторон сгоревшими деревьями.
cursha-43

Пришли...
cursha-47

Мемориальная табличка под новым крестом, установленным всего год назад. Люди здесь сгорели дважды: один раз в 1936, второй — в 2010.
cursha-46

Панорама из этой точки. За крестом мы видим огромную братскую могилу.
(надо нажать на треугольник, после чего можно двигать изображение в любую сторону).


Теперь посмотрите небольшой сюжет рязанского телеканала.


Если вы смотрели внимательно, то вам понятно почему здесь находятся относительно новые могилы. Для нетерпеливых поясню: многие из тех немногих, кому удалось пережить трагедию (по некоторым источникам это всего немногим более 20-ти человек из более чем тысячи), своей последней волей выразили желание после смерти быть похороненными рядом с близкими, с теми, кто не смог спастись.
cursha-44

cursha-45

cursha-48

Вокруг — мёртвый, почерневший лес. Недавние пожары в Рязанской области страшным эхом пронеслись по этим местам. Теперь, попадая сюда, ещё глубже чувствуешь и переживаешь события 36-го года. Всё словно случилось несколько месяцев назад. Атмосфера этого места внушает сильнейшие чувства и перед глазами явно рисуется адский огненный ураган, сметающий все живое; закрываешь глаза и слышишь крики горящих заживо людей.
cursha-49

Но на самом деле вокруг почти абсолютная тишина. Птицы не поют, листва не шелестит. Мёртвый лес, покачиваясь на ветру гремит обугленными ветками, словно скелет костями.
cursha-50

cursha-51

Проходим немного по остаткам насыпи, по которой пролегала узкоколейка.
cursha-52

Совершенно случайная находка.
cursha-53

Если идти по просеке дальше, можно попасть в Куршу-1. Мы же повернули назад и практически всю дорогу шли молча. Побывав на останках деревни-призрака днём при свете яркого солнышка, я на секунду представил себе это место ночью в полной тишине, и мне захотелось прибавить шаг.
Мы ушли, унеся с собой сильнейшие пережитые впечатления.

P.S. Узкоколейку, по которой ещё несколько лет назад можно было прокатиться на дрезине (не до самой Курши-2, разумеется), совсем недавно разобрали. Так нам сказали в деревне Гуреево (что под Тумой).
Буду рад, если этот рассказ станет для кого-нибудь познавательным и откроет что-то новое. К тому же, наверняка, некоторые моменты я мог упустить или допустить кое-какие неточности. Если более сведущий человек поправит меня или внесёт какие-либо подробности, буду этому рад.

Спасибо тому, кто дочитал до конца.



  • 1
idzumski August 2nd, 2012
Откомменчу не познавательным, но эмоциональным комментарием: здорово пишешь!! Странно даже - вроде бы по фото мастер, а ещё и слова прям словейшие!

igrfatkin August 2nd, 2012
Спасибо. Я еще пытаюсь совладать с редактированием записей тут: постоянно что-то самовольно переиначивается при редактировании.

idzumski August 2nd, 2012
Эт да. По моим наблюдениям, ссылки и кавычки - самые капризные.

muph August 3rd, 2012
Вот, кстати, да. В ЖЖ чаще либо-либо.
В общем, вынужден зафрендить.

--
пару лет назад тоже писал о трагичном месте, затронутым пожаром
http://muph.livejournal.com/297720.html

ext_1232092 August 3rd, 2012
Вот это место... слышала про него. Странно, что крест и памятную доску установили только недавно. Трагедия то давно произошла

igrfatkin August 3rd, 2012
Год назад установили. После пожаров в 2010 внимание к этому месту было привлечено сильное.

selenadia October 14th, 2012
Странно, я вообще- то следила за пожарами, но ни про 2010 г., ни тем более, 36г. не знала.. Так что и при тырнетах немудрено упустить важное.
Спасибо. Познавательно и полезно.

Есть соображение по поводу "не знали, что нельзя.."
Нет, как ни чудовищно звучит, но "кому надо", отлично знали, что посылают людей на смерть.

igrfatkin October 15th, 2012
Спасибо.

ext_1232092 August 3rd, 2012
пс. серый текст по черному фону - аааааааа

igrfatkin August 3rd, 2012
Что-то у вас не так. Тут черные буквы на белом фоне должны быть.

igrfatkin August 3rd, 2012
Изучил вопрос — дело в косячном движке живого журнала. При вставке то ли видеозаписи, то ли панорамы на определенных стилях на некоторых браузерах/системах происходят такие вот неприятности. Наверное, дальше буду просто ссылки вставлять, чтобы избежать подобных коллапсов.
Прошу прощения за дискомфорт.

ext_1232092 August 3rd, 2012
Да, я тоже про это подумала, потому что именно после видео такое начинается. но я выделила курсором и читала в инверсии
ничего страшного

1000 человек в братской могиле среди угля и пепла.

livejournal August 3rd, 2012
Пользователь argentum_ra сослался на вашу запись в «1000 человек в братской могиле среди угля и пепла.» в контексте: [...] Оригинал взят у в 1000 человек в братской могиле среди угля и пепла. [...]

skruber August 27th, 2012
Да уш

Дом со смешной табличкой

Виктор Силкин December 23rd, 2012
Поехав по осени впервые на дачу к родственникам в Иванково и выйдя в финале пути из машины к дому я, признаться, подохуел, почувствовав, что этот дом я уже где-то видел, пусть и был там впервые, да и место то - иванково - не из массово известных и всеми фотографируемых. Лишь позже вспомнил, что, собственно, в вашей записи я его и видел, спасибо за дежавю. В окрестностях там помимо мертвой курши имеется еще старинное кладбище, где-то в лесах в другой стороне, место также весьма и весьма атмосферное.

Re: Дом со смешной табличкой

igrfatkin December 23rd, 2012
Спасибо, очень приятно получать такие комментарии. Да, места там очень любопытные, я бы при возможности еще наведался.

Re: Дом со смешной табличкой

Виктор Силкин December 25th, 2012
Пожалуйста. за привоз лп отдельное спасибо) Яростным фанатом их не являюсь, но, тем не менее, концерт такой, да тут, да где, - посетить интересно было.

Большое спасибо!

Alisha Nureeva April 4th, 2013
Спасибо автору! История эта год назад шокировала, многие не знают про ту трагедию до сих пор. Фотографии - потрясающие!!! Как иллюстрации к книге. Написано тоже здорово, красочно, ощущаешь, будто сам там побывал. Вечная память жителям Курши-2...

Re: Большое спасибо!

igrfatkin April 6th, 2013
Спасибо за ваш отзыв. Чем больше людей про это узнает, тем лучше.

1aughman December 31st, 2015
спасибо за этот рассказ

лет 20-25 назад ездил подростком на мотоцикле за деулинский мост, тогда бетонка была вполне проходима
примерно километров через 10 она заканчивалась и дальше начиналась полузаросшая грунтовка, ширина колей, незаросших травой, примерно соответствовала легковым автопокрышкам (т.е. лесовозного движения по ней не ощущалось), а между колеями высота травы была сантиметров 30, т.е. и легковушки там если и ходили то немного. дальше по этой дороге ехать не стал, было ощущение глухомани и немного жутковато, а случись чего с мотоциклом, тащить его умаялся бы. рассчитывать на то, что с моим "Восходом" ничего не случится не приходилось, чего с ним только не происходило, а запчасти в период порушенного социализма и ненабравшего ход рынка было не всегда легко, и кое-какие детали были под сомнением насчет их ресурса.
а оказывается вон куда вела та дорога
правильно не поехал

  • 1