ava, яхта, триумф

Очень хороший и интересный журнал.

Muppet show


Previous Entry Share
ava, яхта, триумф

Как обрабатывать репортажные фотографии.

Так. Недавно я писал про то, как снимал Московский театр танца «Гжель». Увлекшись, я пообещал, что расскажу как я обрабатываю репортажные фотографии. Что и делаю.

Если в качестве предисловия немного вдаться в философию, которой я придерживаюсь, могу сформулировать следующие утверждения:
1) Хорошая фотография — это прежде всего отсутствие лишнего.
2) Под отсутствием лишнего мы понимаем: как банальное удаление лишних в кадре элементов, так и стремление избежать «приукраса» средненького кадра всякими хипстерскими штучками вроде модного цветового решения и различными эффектами размытия-бликов-засветов.

Везде, даже в таком свободном виде творчества, как фотография, есть свои законы. Я против сопливого подхода в духе «я художник, я так вижу». По моим наблюдениям такое оправдание свойственно только неумехам с кривыми руками. Давайте разбираться.

Вообще, работа фотографа принципиально отличается от работы художника тем, что второй изначально имеет в своём распоряжении пустой холст и наполняет его элементами с учётом сюжета и композиции; а задача первого — отсечь всё лишнее из существующего бесконечного набора объектов. Конечно, я стараюсь проделать эту работу ещё на этапе съёмки. Но, поскольку репортаж — это прежде всего точно пойманный момент, во время съёмки бывает тяжело уследить, поскольку акцентируешь своё внимание на другом.

Итак, самый простой ход — кадрированием убрать лишние пустоты.
Было:
01crop2_1

Стало:
02crop2_2

Маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества. Кадр становится более «плотным», что идёт на пользу композиции. Он перестаёт разваливаться и растекаться:
a01_crop2_1

Далее, при помощи того же кадрирования мы убираем из кадра лишние элементы. На мой взгляд, фигура в белом на заднем плане никак не соотносится с основной композицией. Плюс из-за того, что она освещена сильно слабее, белый приобретает желтоватый оттенок, к которому у меня какая-то личная неприязнь :).
03crop1_0

Ни секунды не сомневаясь, отрезаем:
04crop1_1

Гармония, чистота и удовольствие :). К тому же в первоначальном варианте ноги девушки слева несколько неуютно обрезались в районе суставов, что создает дополнительный дискомфорт:
a02_crop1_0

В следующем примере задача несколько посложнее. Хороший момент, но кадр слишком хаотичный и замусоренный:
05crop-retouch1_1

Перво-наперво кадрируем:
06crop-retouch1_2

Но у нас остаётся всё-равно слишком много лишних деталей, которые мешают кристально чисто воспринимать снимок: это и грязь на сцене и проглядывающие стены за сценой. Эти лишние элементы появились из-за ракурса, так как если снимать из зала, этого не будет видно. Но поскольку интересный ракурс — это далеко не самый немаловажный аспект хорошей репортажной съёмки, я не выбрасываю этот кадр, а берусь за ретушь:
07crop-retouch1_3

Для всех очевидно, что в хорошем портрете нет места прыщам и синякам под глазами. Но на самом деле репортаже снимки также иногда нуждаются в ретуши. Причём как и в случае с хорошим портретом, ретушь должна быть незаметна, а не делать из человека восковую статую:
a03_crop-retouch1_1

К сожалению, мне немного досаждает тот факт, что рука матроса в прыжке упирается в самый край кадра, но тут уж извините :).

Теперь перейдём к тому моменту, который уже давным давно стал нарекательным при оценке фотографий. Фраза «горизонт завален» — самый частый комментарий при обсуждении снимков. Несмотря на то, что многих эта фраза бесит не меньше, чем вопрос «на какой фотик снято?», я считаю, что заваленный кадр — это в 99% брак:
08crop-rotate-retouch1_1

Почему не в 100%, объясню чуть позже. Кадр исправляем:
09crop-rotate-retouch1_2

Внимательный читатель также увидит, что мы немного почистили снимок, убрав грязь на сцене:
a04_crop-rotate-retuouch1_1


Почему же в одном случае из ста заваленный горизонт допустим? Небольшое смещение угла наклона допустимо для создания дополнительной выразительности. В следующем снимке я оставил завал (и даже несколько наклонил кадр дополнительно) для усиления ощущения силы гравитационного притяжения, которое преодолевает танцор в своём прыжке. Однако, согласитесь, если у вас все фотографии вкривь и вкось, то это скорее говорит о вашей невнимательности, чем о художественном использовании приёма. Исключение должно подчеркивать правило (простите за банальную фразочку):
10angle1_2

В общем, я за чистоту кадра во всех её смыслах. Кстати, года полтора назад я уже писал об обработке. Если прочитаете, то поймёте, что это скорее философское эссе, нежели поэтапная инструкция. Думаю, в этот раз я обозначил основные моменты более конкретно.

Вот примерно так в моём понимании выглядит обработка репортажных фотографий.


  • 1

С днём рождения!!!

stafford_k November 14th, 2016
с днем рождения

  • 1
?

Log in